Трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование

Трансфертная цена – это цена, устанавливаемая в хозяйственных операциях между различными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний. Деятельность по установлению цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов.

С момента принятия и вступления в силу новых российских правил, регламентирующих вопросы контроля цен для целей налогообложения (далее трансфертное ценообразование), прошло более трех лет. На протяжении этого времени постепенно начало формироваться понимание применения новых правил на практике.

Налоговый Кодекс существенно сокращают перечень сделок, к которым применяются правила трансфертного ценообразования. Новые правила трансфертного ценообразования, по сути, применяются к сделкам между взаимозависимыми лицами. В список контролируемых сделок также включены внешнеторговые сделки с природными ресурсами, такими, как нефть, металлы, и минеральные удобрения, и сделки с лицами, местом регистрации или местом налогового резидентства которых являются государства, включённые в так называемый "чёрный список" (согласно перечню Министерства Финансов России), если общая сумма доходов по таким сделкам за год превышает 60 млн. руб.

В департаменте оценки трансфертного ценообразования Компании «Спецоценка» работают профессионалы, специализирующиеся в различных вопросах, применения положений о трансфертном ценообразовании. За последние несколько лет сотрудники департамента успешно реализовали множество проектов по трансфертному ценообразованию для предприятий различных отраслей: энергетической, горнодобывающей, автомобильной, металлургической промышленности, розничной торговли, фармацевтики, высоких технологий и коммуникаций, юридических фирм и компаний, предоставляющих услуги по бизнес консультированию, банков и финансовых институтов и т.д.

Установленные требования по трансфертному ценообразованию применяются при проведении разнообразных сделок, которые заключаются с взаимозависимыми лицами с огромным оборотом, а также с иностранными взаимозависимыми лицами вне зависимости от размера оборота. По каждой сделке делается отчет по трансфертному ценообразованию, и подаются соответствующие уведомления в налоговую инстанцию.

Ранее действовавшие правила трансфертного ценообразования определяли ценовой интервал, в пределах которого применяемые цены признавались рыночными (своего рода "зона безопасности"). Цены признавались рыночными до тех пор, пока они не отклонялись более чем на 20% от цен, применяемых независимыми лицами на рынке ("рыночная цена"). Новые правила отменяют действие такого интервала и, по общему правилу, требуют, чтобы цены, применяемые в контролируемых сделках, соответствовали уровню цен, применяемых независимыми лицами на рынке в отношении сопоставимых сделок. Новые правила также вводят порядок расчёта такого уровня цен (ценового интервала), в пределах которого следует устанавливать цены на товары и услуги.

Трансфертное ценообразование (Схема)

Для выявления сопоставимых сделок и определения уровня рыночных цен следует проводить так называемый функциональный анализ и применять определённые методы трансфертного ценообразования.

Министерство финансов России и Федеральная налоговая служба России проводят активную разъяснительную работу над различными вопросами, возникающими в связи применением нового законодательства о трансфертном ценообразовании: проводят конференции и участвуют в круглых столах с бизнес сообществом, выпускают письма и разъяснения, предоставляют комментарии относительно порядка применения отдельных статей Раздела V.1 Налогового кодекса РФ.

В 2012 году налогоплательщики перестраивали внутригрупповые отношения в соответствии с новыми правилами трансфертного ценообразования: определяли контролируемые сделки, пересматривали действующие подходы к ценообразованию, подготавливали пакеты документации, подавали заявки на заключение соглашений о ценообразовании.

Уже к 20 ноября 2013 года налогоплательщиками были поданы первые уведомления о контролируемых сделках. В настоящее время налоговые органы приступили к проведению первых специальных проверок по вопросам соблюдения положений по трансфертному ценообразованию за прошлые годы. Кроме того, до настоящего времени все еще идут судебные разбирательства в отношении проверок рыночности цен по внутригрупповым сделкам, осуществленным до вступления в силу новых положений Налогового кодекса РФ.

Применение новых правил трансфертного ценообразования сопряжено с определенными сложностями: неясности в отношении формулировок некоторых законодательных норм, трудоемкость по заполнению формы налогового уведомления, нечеткость в отношении подходов к контролю рыночности внутригрупповых финансовых сделок и сделок с нематериальными активами. Принимая во внимание отзывы налогоплательщиков, законодательно предпринимаются дополнительные усилия для облегчения нагрузки на налогоплательщиков:

  • Отсрочка по предоставлению уведомлений о контролируемых сделках за 2012 год до 20 ноября 2013 (вместо подачи к 20 мая, как установлено Налоговым кодексом для остальных отчетных периодов);
  • отсрочка по предоставлению документации по трансфертному ценообразованию за 2012 год до 1 декабря 2013 года (вместо 1 июня 2013 года (как установлено по общему правилу для остальных отчетных периодов);
  • освобождение из-под контроля определенных финансовых сделок, условия которых были согласованы сторонами до вступления в силу новых положений кодекса и не менялись в течение 2012 года;
  • разьяснения относительно возможности группировки определенных видов сделок
  • в разработке находится ряд дополнительных инициатив, предложенных бизнес сообществом (например, законопроект о распределении затрат).

Мировой опыт

При разработке новых правил трансфертного ценообразования за основу была взяты принципы трансфертного ценообразования, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также практика применения правил трансфертного ценообразования в ряде зарубежных стран. Стоит отметить, что в настоящее время, российскими налоговыми органами осуществляется активный обмен опытом с иностранными коллегами в рамках заключенных договоров, а также в ходе международных конференций и круглых столов в отношении применения правил трансфертного ценообразования, проведения налоговых проверок и заключения соглашений о ценообразовании.

Безусловно, на развитие российской законодательной базы по трансфертному ценообразованию значительное влияние оказывают изменения в подходах к тем или иным вопросам по трансфертному ценообразованию в мировой практике. В частности нововведения в рекомендации по вопросам трансфертного ценообразования и прочие нормативные документы ОЭСР, регулирующие основы трансфертного ценообразования в странах-членах ОЭСР, привлекают пристальное внимание российских налоговых органов. В настоящее время можно говорить о том, что пересмотр шестой главы Рекомендаций ОЭСР по трансфертному ценообразованию (сделки с нематериальными активами) вероятно в будущем приведет к определенным изменениям российского налогового законодательства.

Если вернуться немного назад, еще в начале 2013 года ОЭСР опубликовала план противодействия размыванию налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (BEPS - base erosion and profit shifting). Отчет также содержал определенные направления развития международной законодательной базы для снижения возможностей по размыванию налоговой базы и уменьшению налогов, поступающих в государственные бюджеты. Эти вопросы обсуждаются на встречах глав государств и министров финансов, а также являются предметом дискуссий многих круглых столов, организованных российскими налоговыми органами с целью обмена опытом в рамках применения законодательства о трансфертном ценообразовании.

Несмотря на схожесть российских правил трансфертного ценообразования с рекомендациями ОЭСР, российские правила имеют свою определенную специфику, а в некоторых случаях и кардинально отличаются от международной практики. Поэтому, налогоплательщикам - международным компаниям следует обратить пристальное внимание, насколько условия внутригрупповой глобальной политики по трансфертному ценообразованию соответствуют российским требования налогового законодательства и какие изменения необходимо внести, чтобы документация, подготавливаемая для российских целей отвечала действующим нормам Налогового кодекса РФ.